Роль и место народных подвижных игр в физическом воспитании
Роль и место
народных подвижных игр
в физическом воспитании
Шловенец Ирина Юльяновна,
учитель физической культуры
и здоровья, первая категория
Государственное учреждение образования
«Заболотская средняя школа имени Е.Н.Карпенкова»
Необходимым условием гармоничного развития личности
школьника является достаточная двигательная активность.
Последние годы в
силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин большинства
школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная
активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд
серьёзных изменений в организме школьника.
Школьникам не
только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и
длительное время поддерживать неудобную для
них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Игра –
эмоциональное и увлекательное занятие для детей. Любая игра – процесс
творческий, в ней всегда имеется цель, достижение которой требует
индивидуальных или коллективных усилий.
Народные
подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них
ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления
о чести, мужестве.
Народные игры являются неотъемлемой частью
интернационального, художественность и физическое воспитание подрастающего
поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей
формируется устойчивость, заинтересованное, уважительное отношение к культуре
родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития
патриотических чувств, любви и преданности к Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны,
выразительны и доступны детям любого возраста. Все свои жизненные впечатления и
переживание дети передают в условно-игровой форме, способствующей конкретному
перевоплощению в образ, например, “Гуси-лебеди”,” У медведя во бору” и т.д.
Больше воспитательное значения заложено в правилах игры.
Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей. В парных
играх много юмора, шуток, соревновательного задора: Движения точны и образны,
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми
детьми считалками.
Помимо считалок существуют жеребьёвки, которые также
создают эмоциональное настроение. В некоторых парных играх перед их началом
применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся
в круг и нараспев говорят:
Кто засмеётся, губа задерётся.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать.
Все стараются не проронить ни
слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становиться водящий.
Була.
Число играющих не ограничено (две команды). Снаряжение: була — деревянный шар;
палки с загнутыми
концами по числу игроков. Это могут быть теннисный мяч и клюшки.
Разметка игровой площадки: проводят черту, означающую город; границы поля не
обозначены. Ход игры. Команды выбирают маток жребием, решают, какой из команд
владеть городом в начале игры. Другая команда произвольно располагается в поле.
Матка бьет клюшкой по буле и гонит ее в поле; другие игроки этой команды
выбегают в поле и стараются отогнать булу как можно дальше от города.
Команда-противник стремится перехватить булу и вернуть ее в город. Если это
удалось - город взят, команды меняются местами.
Чижик
в клетке.
Для этой игры делают чижика потолще. Чижик — палка, в два пальца толщиной,
длиной в 10 см, заостренная с двух концов. Разметка игровой площадки: начертим
на земле круг диаметром в полметра. Ход игры: Чижик кладут на самой середине
круга и «Чикают» палкой-лаптой поочередно, заставляя Чижа (не ударяя его дополнительно)
вылететь из круга. Если одному не удалось, то «чикает» другой и т.д.
Если
чиж вылетел из круга, то считают: сколько палок уложится от чижа до середины
круга, столько насчитывается очков выбившему чижика из круга. Выигрывает тот,
кто первым наберет условленное количество очков.
Движение. Играют две команды по 2-6
человек. Каждая команда должна иметь по 2 биты и 5 городков. Для игры на
земле проводятся два коридора шириною 2
м и длиною 7—12 м. На одном конце коридоров "города", на другом
черта, с какой делаются броски ("забой"). Игроки по очереди бросают в
свои
города по 2 биты, стараясь выбить «движение» (городки),
сложенные в середине города в следующие 7 фигур – «плот», «ворота», «колодец»,
«тележка», «козёл», «дом», «серп».
Количество бросков (потерянных бит) подсчитывается. Побеждает, та команда,
которая выбила с «города» все фигуры меньшим числом бит.
Уважаемые коллеги!
Попробуйте на своих уроках использовать народные игры из той литературы, что
предлагаю, а может даже вы сами, сможете найти в своих местных библиотеках
затерянные полезные книги.
Литература:
«Беларускі фальклор» хрэстаматыя, складальнікі: К. П. Кабашнікаў, А.С. Ліс,
А. С. Фядосік, І. К. Цішчанка, Мінск “Вышэйшая школа” 1996
Нацыянальная
акадэмія навук Беларусі, інстытут Мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя
Кандрата Крапівы “Гульні, забавы, ігрышчы” 3-е выданне Мінск “Беларуская
навука” 2003
Комментарии
Отправить комментарий