Роль и место народных подвижных игр в физическом воспитании

 

Роль и место

народных подвижных игр

в физическом воспитании

 

Шловенец Ирина Юльяновна,

 учитель физической культуры

 и здоровья, первая категория

Государственное учреждение образования

«Заболотская средняя школа имени Е.Н.Карпенкова»

 

 


Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

  Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

  Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для  них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

  Игра – эмоциональное и увлекательное занятие для детей. Любая игра – процесс творческий, в ней всегда имеется цель, достижение которой требует индивидуальных или коллективных усилий.

  Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественность и физическое воспитание подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивость, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности к Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Все свои жизненные впечатления и переживание дети передают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например, “Гуси-лебеди”,” У медведя во бору” и т.д.

Больше воспитательное значения заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей. В парных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.

Помимо считалок существуют жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение. В некоторых парных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеётся, губа задерётся.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

    Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становиться водящий.

 

Була. Була (белорусская игра)
Число играющих не ограничено (две команды). Снаряжение: була — деревянный шар; палки с загнутыми
концами по числу игроков. Это могут быть теннисный мяч и клюшки.
Разметка игровой площадки: проводят черту, означающую город; границы поля не обозначены. Ход игры. Команды выбирают маток жребием, решают, какой из команд владеть городом в начале игры. Другая команда произвольно располагается в поле. Матка бьет клюшкой по буле и гонит ее в поле; другие игроки этой команды выбегают в поле и стараются отогнать булу как можно дальше от города. Команда-противник стремится перехватить булу и вернуть ее в город. Если это
удалось - город взят, команды меняются местами.

 

     Чижик в клетке. Для этой игры делают чижика потолще. Чижик — палка, в два пальца толщиной, длиной в 10 см, заостренная с двух концов. Разметка игровой площадки: начертим на земле круг диаметром в полметра. Ход игры: Чижик кладут на самой середине круга и «Чикают» палкой-лаптой поочередно, заставляя Чижа (не ударяя его дополнительно) вылететь из круга. Если одному не удалось, то «чикает» другой и т.д.

 

Если чиж вылетел из круга, то считают: сколько палок уложится от чижа до середины круга, столько насчитывается очков выбившему чижика из круга. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.

 

Движение. Играют две команды по 2-6 человек. Каждая команда должна иметь по 2 биты и 5 городков. Для игры на
земле  проводятся два коридора шириною 2 м и длиною 7—12 м. На одном конце коридоров "города", на другом черта, с какой делаются броски ("забой"). Игроки по очереди бросают в свои

города по 2 биты, стараясь выбить «движение» (городки), сложенные в середине города в следующие 7 фигур – «плот», «ворота», «колодец», «тележка», «козёл», «дом», «серп».
Количество бросков (потерянных бит) подсчитывается. Побеждает, та команда, которая выбила с «города» все фигуры меньшим числом бит.

 

Уважаемые коллеги! Попробуйте на своих уроках использовать народные игры из той литературы, что предлагаю, а может даже вы сами, сможете найти в своих местных библиотеках затерянные полезные книги.

Литература:

      «Беларускі фальклор» хрэстаматыя, складальнікі: К. П. Кабашнікаў, А.С. Ліс, А. С. Фядосік, І. К. Цішчанка, Мінск “Вышэйшая школа” 1996

      Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, інстытут Мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы “Гульні, забавы, ігрышчы” 3-е выданне Мінск “Беларуская навука” 2003

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О сайте