Подвижные игры и игровые упражнения

 Подвижные игры и игровые упражнения с лазаньем, перелазанием

 

Пожарные на учении

Инвентарь и оборудование: гимнастическая лестница (3–4 пролета), 3–4 колокольчика.

Задачи: расширять диапазон адаптационных возможностей опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе увеличения интенсивности и разнообразия физических нагрузок; совершенствовать навык лазанья по гимнастической лестнице; развивать быстроту и ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной двигательной деятельности.

 Игровые правила: дети слезают, а не спрыгивают с реек; нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

 Игровые действия: передвижение бегом, лазаньем; соревнование.

 Ход игры: дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3–4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу взрослого «Раз, два, три – беги!» все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Взрослый отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой окажется больше детей, сумевших позвонить первыми.




Медведи и пчелы

Инвентарь и оборудование: гимнастическая лестница (скамейка, невысокое бревно).

Задачи: расширять диапазон адаптационных возможностей опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе увеличения интенсивности и разнообразия физических нагрузок; совершенствовать навыки лазанья по гимнастической лестнице, бега в разных направлениях; развивать ловкость, быстроту; воспитывать чувство самообладания, дружеские взаимоотношения в совместной двигательной деятельности.

Игровые правила: допустимая высота лестницы не более 35 см; пчелы начинают преследовать медведей только по сигналу; «ужаленные» медведи из игры не выбывают.

Игровые действия: передвижение лазаньем, бегом; подражание медведям и пчелам.

Ход игры Дети распределяются на две равные группы (медведи и пчелы). На расстоянии 3 м от дома пчел очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне на расстоянии 8–10 м находится луг. Пчелы располагаются на возвышении (скамейке, невысоком бревне). По сигналу взрослого они летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся медом. По сигналу взрослого «Медведи!» пчелы летят к ульям и «жалят» (дотрагиваются) медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, игра возобновляется. При повторении игры дети меняются ролями.



Кто быстрее к флажку

Инвентарь и оборудование: 3 дуги, 3 флажка на подставке. Задачи: расширять диапазон адаптационных возможностей опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе увеличения интенсивности и разнообразия физических нагрузок; совершенствовать навык ползания в чередовании с другими видами движений (бег, прыжки); развивать быстроту и ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в команде.

Игровые правила: все действия дети начинают по сигналу, при выполнении подлезания под дуги не должны руками дотрагиваться до пола.

 Игровые действия: передвижение ползанием, бегом, прыжками; соревнование.

Ход игры Дети распределяются на три колонны с равным количеством играющих в каждой. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги-обручи, можно натянуть шнур (высота 50 см от уровня пола), на расстоянии 3 м ставятся флажки на подставке.

Задание: по сигналу выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны. Взрослый отмечает тех детей в каждой колонне, которые быстро и правильно справились с заданием, а по окончании игры отмечает команду, набравшую большее количество очков


Ловля обезьян

 Инвентарь и оборудование: гимнастическая стенка (3–4 пролета).

 Задачи: способствовать совершенствованию защитных функций организма, увеличению физической и умственной работоспособности; совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами в чередовании с бегом; воспитывать морально-волевые качества в процессе двигательной деятельности.

Игровые правила: при лазании по гимнастической стенке не допускается спрыгивание с высоты; убегать и догонять можно только по словесному сигналу; пойманный водящим ребенок выбывает из игры.

Игровые действия: короткие перебежки в чередовании с лазанием, подражание обезьянам.

Ход игры Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической лестницы. На противоположной стороне находятся двое-трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят. Обезьяны слезают с «деревьев» (со стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу взрослого «Ловцы!» обезьяны бегут к «деревьям» и влезают на них. Ловцы ловят обезьян, которые не успели влезть на «дерево», и уводят их к себе. После 2–3 повторов подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов.


Перелет птиц

 Инвентарь и оборудование: гимнастическая стенка (3–4 пролета), скамейки (невысокие бревнышки).

 Задачи: способствовать совершенствованию защитных функций организма, увеличению физической и умственной работоспособности; совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице в чередовании с бегом; развивать ловкость и быстроту; воспитывать смелость.

Игровые правила: смена действий детей осуществляется по сигналу.

 Игровые действия: перебежки в чередовании с лазанием, подражание птицам.

Ход игры На одной стороне зала (площадки) находятся дети (птицы). На другой стороне – различные предметы: гимнастическая стенка, скамейки, невысокие бревнышки (если это площадка). Это будут деревья, на которые взлетают птицы. По сигналу взрослого «Птицы полетели!» дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда взрослый произнесет: «Буря прекратилась!», спускаются с возвышений и снова разбегаются по всему залу – птицы продолжают свой полет. 



Переползи - не урони

Инвентарь: мешочки с песком, гимнастические маты.

Ход игры. Игра начинается со слов учителя:

Две кукушки, две болтушки повстречались на опушке,

Сели рядом на суку и кричат: Ку-ку!.. Ку-ку!..

Если хочешь – посчитай.

А не хочешь – вылетай.

Играют две команды поочерёдно. Вначале игроки одной команды встают на четвереньки за линией старта, участники из второй команды кладут им на спину по одному мешочку с песком. По сигналу учителя игроки первой команды передвигаются по-пластунски вперёд через уложенные по два гимнастические маты до линии финиша, расположенной на расстоянии 5-6 м. Тоже задание выполняет и другая команда.

 Подвижные игры и игровые упражнения на развитие внимательности

Сделай фигуру

Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, воспитание чувства дружбы, коллективизма.

Инвентарь: мячи.

Ход игры. Все играющие свободно располагаются на площадке; у каждого второго - мяч. Если учитель говорит «день», все в парах свободно играют с мячом. Если учитель говорит «ночь», все участники с мячом или без него принимают определённую позу и не шевелятся.

Правила: зашевелившийся игрок получает штрафное очко. Выигрывают дети, не получившие штрафных очков.

ОМУ: задание парам: передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении в парах; передача мяча одной рукой от груди; ведение мяча на месте, вокруг себя, продвигаясь приставным шагом, с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.



Запрещённое движение

Задачи: воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Ход игры. Учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещённого (например, руки на пояс).

Правила: кто выполнит запрещённое движение, делает шаг вперёд.

 

Фигуры

Ход игры: Игра начинается со слов учителя:

Раз, два, три – учёный слон в математике силён.

Раз, два, три, четыре, пять – стал он в цирке выступать.

Три, четыре, пять, шесть – на арене начал есть.

Съел он семь больших котлет,

Восемь розовых конфет,

Девять сладких пирогов,

Десять кремовых тортов.

Сразу видно: этот слон

В математике силён.

 

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий – в центре круга, «волк» и «мать» - за кругом. По сигналу учителя дети продвигаются по кругу вправо, меняя темп, медленно, быстро или бегом. Когда произносят слова: «На месте, фигура, замри!» - игроки замирают в разных позах. 

Подвижные игры с элементами баскетбола

“Передай – лови” (отработка техники передачи и ловли мяча). Учащиеся выполняют передачу мяча в стену, по сигналу учителя необходимо найти в зале друга и выполнить с ним передачи мяча за 30 секунд. Пара , сделавшая большее количество передач побеждает. Игру повторяют 2-3 раза.

Правила игры. Выполнять передачу и ловлю мяча определённым способом.


“Рывок за мячом” (отработка ловли мяча). Учитель с мячом в руках становится между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку номеров. Подбрасывая мяч вверх, учитель называет какой – либо номер. Игроки под этим номером выбегают с целью овладеть мячом. Кто первым овладеет мячом, тот приносит команде очко.

Правила игры. Вырывать и выбивать мяч из рук нельзя. Побеждает команда набравшая больше очков.


“Наседка и ястребы” ( отработка передачи мяча). Играют две команды. Одна команда “ястребы”, другая команда “курица с цыплятами”. Команда “ястребы” образует круг, в руках одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда “курица с цыплятами” - строится внутри круга в колонну по одному и каждый участник команды кладёт руки на пояс впереди стоящего игрока и двигаются внутри круга. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего “цыплёнка”.

Правила игры. Нельзя осаливаь игроков в голову.


“Пятнашки в парах”( отработка техники ведения мяча). Учащиеся выполняя ведение мяча правой или левой рукой, стараются осалить партнёра свободной рукой, коснувшись заранее обусловленного места туловища. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры. Осаливание игрока засчитывается только в том случае, если ведение прдолжается.


“Свободное место” (отработка техники передачи и ловли мяча). Играющие образуют круги по 6-8 человек в каждом. В руках одного из игроков баскетбольный мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнёру и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, также передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

Правила игры. Выполнять передачу только заданным способом. Не перепутать, когда бежать за мячом, а когда на свободное место.


“Заколдованные” ( отработка техники ведения мяча). Выбираются два водящих, задача которых осалить “заколдовать” играющих. Все играющие перемещаются по залу с ведение мяча, кого водящие осалят, принимают исходное положение “ноги врозь, мяч над головой”. Если любой из игроков пролезет у осаленного под ногами, он его освобождает. Правила игры . Выигрывают водящие, осалившие как можно больше играющих.


“Не давай мяч водящему” (отработка передачи мяча , а также совершенствование защитных действий игроков). Пятеро игроков образуют круг, шестой игрок – водящий, располагается в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, кроме соседей слева и справа. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч.

Правила игры. Если водящему удаётся перехватить мяч, то он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

Эстафеты с элементами баскетбола

“Челночный бег с ведением мяча”. Учащиеся делятся на команды, в каждой команде по баскетбольному мячу. Игроки с мячом выполняет челночный бег до отметок и передают мяч следующему игроку. Выигрывает команда первой закончившая эстафету. Можно также выполнять челночный бег на время (3 мальчика и 3 девочки от команды). Необходимо обратить внимание на то, чтобы учащиеся не ловили мяч, выполняя ведение.


“Эстафета с ведением мяча с бегом с захлёстыванием голени до поворотной отметки, обратно с высоким поднимание бедра”.


“Эстафета с ведением мяча и броском в корзину”. Команды выстраиваются напротив друг друга на боковых линиях, в правых углах площадки. Стартовой линией служит лицевая линия. У впереди стоящих игроков по баскетбольному мячу. По сигналу учителя первые игроки из команд бегут вперёд, выполняя ведение мяча, добегают до щитов на противоположной стороне, выполняют бросок в корзину и ведут мяч в обратном направлении. Добежав до середины площадки выполняют передачу мяча очередным игрокам своей команды, а сами становятся в конец колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят задание.


“Эстафета с ведением мяча и передачей во встречную колонну”. Когда учащийся стоящий во встречной колонне поднимает руку вверх, тогда тот кто выполняет ведение мяча отдаёт передачу.


Д в о р о в ы е   и г р ы

Хали-хало

 Правила игры. Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает. Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

Виды шагов в игре хали-хало:

 • Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

 • Нормальные - обычный детский шаг.

• Лилипутские - очень маленькие шажочки.

• Лягушачьи - в прыжках на корточках.

• Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.

 • Кирпичи - шаг пятку к носку.

 • Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

Прятки

Правила игры. Один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории. Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать.

Жмурки

 Правила игры. Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

Казаки-разбойники

Правила игры. Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать). По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками». По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».

Лапта

Правила игры. Два варианта игры. Один упрощённый (детский), другой взрослый. На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном. Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечом, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется. Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

Резиночки

 Правила игры. Главный атрибут этой игры— бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки

Колечко-колечко

Правила игры. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Игры-аттракционы

«Подбери мяч»

Участник становится с волейбольным мячом в руках в круг диаметром 1м. Сзади него лежат 5-8 теннисных мячей, малых резиновых. По сигналу руководителя участник подбрасывает мяч, и пока он находится в воздухе, поворачивается, поднимает возможно большее количество мячей, а затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч. Победителем становится тот, кто сумеет подобрать больше мячей.

«Снайпер»

На высоте 1-1,5 м от пола подвешен мяч (цель). Участники, расположившись на расстоянии 3-5 м от него, должны теннисным мячом попасть в него. Каждому участнику даётся по 3 попытки.

«Чей отскок дальше»

Игра проводится у глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочерёдно бросают теннисный мяч в стену(щит). Чей мяч отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

«Кто дальше уйдёт?»

Участники по очереди идут вперёд от линии старта, на каждый шаг громко называют по одному виду спорта. При этом останавливаться или

Замедлять шаг нельзя (в этом случае участник выбывает из игры). Выигрывает тот, кто сумеет назвать большее количество видов спорта, соблюдая правила игры.

 Во время выполнения задания ведущий должен вслух вести подсчёт, тем самым определяя темп движения.

«Схвати скакалку»

На землю кладут скакалку. С обеих концов скакалки лицом друг к другу становится пара играющих. Концы скакалки находятся между ступнями играющих. По сигналу игроки должны схватить скакалку. Побеждает тот, кто это сделает быстрее.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О сайте